17 мая 2012 г.

Юрий Крук прокомментировал ЗУ «Про морские порты»

Закон «Про морские порты», который сейчас ожидает своего рассмотрения в Верховной Раде, по-прежнему волнует измаильчан. Напомним, 27 апреля по инициативе народного депутата Александра Дубового в г. Киеве прошел Круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта. Среди приглашенных был Юрий Крук. Но он на Круглый стол не явился. Поэтому мы воспользовались возможностью задать ему несколько вопросов во время недавно проведенной им пресс-конференции.

– Юрий Борисович, людей волнует создание единой Администрации морских портов в Киеве. Какой плюс в том, что наш порт будет управляться из Киева?
–Управление не переходит в Киев. Дело все в том, что эта организация уже когда-то создавалась. У нас была структура, которая называлась Объединение морских портов Украины. Оно, действительно размещалось в Киеве. Сейчас это все вложено в закон. Закон «Про морские порты Украины» уже находится в Верховной Раде более 10 лет. Он обсуждался на уровне всех портовиков и все давали свои предложения. На сегодняшний день к законопроекту Кабинета Министров Украины поступило 395 поправок. Я обращаю ваше внимание, законопроекта нардепов Крука и Мироненко уже давно нет. Поэтому я не видел целесообразности моего присутствия на Круглом столе в Киеве, которых мы за это время провели более 300 с профессионалами всех уровней, портовиками, работниками морской отрасли, науки, народными депутатами всех фракций.. Но я думаю, что портовиков там не было, во всяком случае тех портовиков, которых я знаю - это начальники Одесского, Ильичевского, Южненского, Николаевского, Херсонского и других портов. К Вашему сведению в Верховной Раде Украины следующий порядок (регламент): после рассмотрения закона в первом чтении, депутаты вносят свои правки. От народного депутата А.Ф.Дубового никаких поправок по этому закону не поступало.
Что касается Администрации морских портов, то эта структура будет влиять на экономику города только в положительном плане. Экономический потенциал бюджета нашего города составляет подоходный налог и плату за землю. От того, где будет находиться администрация высшего руководства – в Киеве или в Одессе – ничего не зависит. Но централизовано можно будет приобретать целый ряд той техники, которая крайне необходима для всех портов и значительно дешевле с учетом оптовых поставок. Начальники портов будут работать как хозяйственники, руководители предприятий. Мы выводим из состава порта только Капитанию, т.к. порт занимается, в принципе, хозяйственной деятельностью. Все те полномочия и права, которые есть у портов, остаются. Экономическая база города ущемлена не будет. В законе разрешено создавать стивидорные компании. 15 лет назад такая же ситуация, которая сложилась сейчас в Измаильском порту, была в Одесском. И если бы Одесский порт тогда не начал создавать стивидорные компании, его положение сейчас было бы куда хуже, чем у Измаильского порта.
– Но порты все-таки потеряют статус юридического лица?
– Хочу вам объяснить. Допустим, я докер. Что меня интересует? Заработная плата. Что интересует городской бюджет? Количество рабочих мест и получение налогов из которых пополняется городской бюджет. А какой там статус, юридический или нет, это еще не самое главное в работе порта. Главное, чтобы были грузопотоки, чтобы мы вернулись к 6 млн. тонн. грузооборота. Сегодня эта цифра упала. И если бы завтра, я говорю условно, в порт пришел Полтавский ГОК (Полтавский горно-обогатительный комбинат – прим. ред.), взял бы два или три причала в аренду и начал бы работать, от этого заработная плата, конечно, значительно увеличилась, добавилось бы и количество рабочих мест. Ничего нового в этом законе нет, в его основу положен мировой опыт. Таким образом, создана законодательная база, которая устранит сотни судебных процессов между портами и частными структурами.
Нам сейчас необходимо думать о том, чтобы увеличить рабочие места и зарплаты. Вот вам живой пример – Одесский порт. Для обычного работника и для городского бюджета не важно, кто будет осуществлять перегрузки – государственная компания или частная. Но в законе четко написано, что все 18 портов Украины останутся государственными. А окончательно статус портов определит закон, когда мы его примем.
– В каком пункте закона об этом сказано?
–Для того чтобы я мог назвать статьи или пункты закона, я должен иметь перед глазами закон. (немного растерявшись) Это понятно из самой сути закона. Подчеркиваю, порты остаются государственными, т.к. стратегические объекты порта приватизации не подлежат. А это железнодорожные пути, автомобильные дороги, гидросооружения, акватории, навигационные средства, средства связи, брикваторы, подходные каналы, пункты распределения заходов судов и т.д.. В аренду сегодня могут сдаваться перегрузочные комплексы, куда придут стивидорные компании со своими грузами. Они будут давать и тоннаж порту и экономический потенциал.
– За счет чего будут ремонтироваться стратегические объекты, если все причалы, допустим, будут сданы в аренду частным компаниям.
–Вы видимо слабо знаете специфику порта, основные доходы порта – это портовые сборы. Их семь наименований. Это и есть то финансирование, откуда выделяются средства на ремонт и содержание портовой структуры.
– Вы сказали, что самое главное – увеличение рабочих мест и заработной платы портовикам. Каким образом Администрация морских портов сможет влиять на частников в случае угрозы сокращения рабочих мест? Ведь в законе сказано, что она не имеет право вмешиваться в работу частных компаний.
– Есть объекты, на которые порт, как государственная структура влияет очень серьезно. Объекты, которые остаются в пользовании порта, могут влиять на любую стивидорную компанию. Частник может взять в аренду склад, причал, кран. Но самое главное, что он приходит со своими инвестициями. А инвестиции – это обновление погрузочных механизмов, новые приобретения, это реконструкция причалов, дноуглубительные работы и целый ряд вопросов, которые связаны с обработкой флота. Именно обработка флота – это основной козырь, который остается в порту, как у государственного предприятия. Здесь ничего непонятного нет. И никто ничего нового придумать в этом законе не мог.
– Юрий Борисович, когда пароходство потеряло статус юридического лица, у них был такой случай. Несколько судов, которые уже пора было отправить на металлолом, никак не могли списать – не давали разрешения сверху, т.к. за эти суда УДП платило какие-то там отчисления. Не грозит ли порту такая же ситуация?
– Абсолютно не грозит. Порт будет проводить всю хозяйственную деятельность. Ему будут даны определенные полномочия. Филиалы, очевидно, будут иметь свои финансовые потоки, свои счета. Но глобальные вопросы будет решать Администрация морских портов. Нас сегодня интересует, как я уже вам сказал, несколько позиций. Первая – это докер – основной работник порта. Мы хотим, чтобы их численность росла. Что касается УДП, то я не слышал об этой ситуации. Со списанием, может быть, были какие-то проблемы, связанные с оформлением документов. В данный момент в УДП пришел новый Президент, профессионал высокого класса, который хорошо знает работу судоходных компаний. С ним я уже трижды встречался, мы наметили целый ряд мероприятий по выходу из данной кризисной ситуации. В настоящее время, по информации руководства пароходства, выплачиваются долги по заработной плате, и потихоньку они выходят из этой сложной ситуации.
– Вы, должно быть, знаете, что сегодня украинский берег Дуная теряет глубину. Румыны, в свою очередь, делают все возможное, чтобы основная часть водопотока шла по их стороне. Принимает ли наше государство в связи с этим какие-то меры?
– У нас есть такая структура: Государственное учреждение «Дельта-Лоцман». Оно вместе с Министерством инфраструктуры контролирует эту ситуацию. ГУ «Дельта-Лоцман» несет ответственность за состояние всего канала вдоль наших берегов. Они имеют прямые связи с румынской стороной. Такие сигналы действительно поступают, поэтому реагировать необходимо своевременно и государство в этом вопросе принимает соответствующие меры.

По правде говоря, автор этой статьи рассчитывала на более конкретные ответы. Но умение Юрия Борисовича говорить обо всем, кроме того, о чем его спрашивают уже достойно легенды. Кроме того, позволю себе поставить под сомнение некоторые его заявления. Возможно, не стоит так уверенно заявлять, что Администрация морских портов будет совсем уж безобидным органом. Ч 1 ст. 15 Закона дает ей довольно широкие полномочия, и как она ими воспользуется, зависит от лиц, которых «поставят у руля». Об увеличении рабочих мест, и как следствие доходов в городской бюджет, также весьма спорное утверждение. Если в наш порт придет Одесская фирма и возьмет на работу 20 докеров, то оплата налогов будет производиться по месту регистрации фирмы. В городе уже есть печальный опыт с супермаркетом «Таврия-В». Людей там устроено немало, а налоги с заработных плат уходят в бюджет Одессы? Да и о конкретных механизмах влияния Администрации на частные компании Юрий Борисович красноречиво промолчал. А вот о чем Юрий Крук молчать не умеет, так это о своих заслугах. Пресс-служба народного депутата «вдогонку» этой статьи расширила его комментарий относительно УДП, добавив следующее: «В свою очередь я сделал депутатский запрос Премьер-Министру Украины, в Министерство иностранных дел по вопросам компенсации убытков, которые сложились в пароходстве, в результате 5 летнего эмбарго и 3-летней войны в Югославии, сумма которых составляет около 700 млн. долларов США. В настоящее время некоторым государствам, работавших на Дунае в то время, начали возвращать компенсации по нанесенному ущербу. На мой депутатский запрос ответил вице-премьер-министр Украины, Министр инфраструктуры Б.Колесников, который уведомил о том, что правительство знает о сложном финансовом положении УДП и занимается этим вопросом. О принятых решениях сообщат мне дополнительно». В подтверждение прикреплен ответ вице-премьер-министра Бориса Колесникова на депутатский запрос о принятии срочных мер для спасения Украинского Дунайского пароходства. Мы проверили, такой запрос от Юрия Крука действительно был направлен в Кабинет министров 16 марта текущего года. Но с текстом запроса на сайте Верховной Рады ознакомиться невозможно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий