14 июля 2013 г.

Порт ждут новые увольнения, и это в лучшем случае…

В октябре руководство Измаильского морского торгового порта планирует уволить еще около полсотни докеров. Об этом нашей редакции сообщил председатель профсоюза «Защита справедливости» Сергей Стынка. Основания для увольнения – экономические показатели работы предприятия. 
Основной вопрос, который волнует портовиков, в чем заключалась реформа отрасли. Если ее целью было создание Администрации морских портов Украины, то реформа окончена. И что же она дала портовикам? Однозначно не то, что им так красноречиво обещали инициаторы законопроекта и руководство порта. Обещанные инвесторы в порт не пришли, экономические показатели работы порта продолжают падать, а число уволенных неустанно растет. Кроме того, с окончанием реформы истекает срок действия моратория министра на сокращения в портовой отрасли. И хотя сам мораторий отнюдь не был помехой для увольнений, без него сокращения могут вновь приобрести характер массовости и вседозволенности.
Как рассказали члены независимого профсоюза, руководство порта находило способы действовать в обход моратория. Один из таких способов – медицинское заключение о профнепригодности. За последние несколько месяцев «по состоянию здоровья» было уволено более 20 человек, рассказывают в профсоюзе. Даже тех работников, которые в феврале прошли годовую медкомиссию на профпригодность, уже через несколько месяцев ставили перед фактом, что они не допущены к работе по медицинским показаниям. Такой вывод, по словам портовиков, врачи делали на основании изучения амбулаторной карты. Один из тех, в чьей профпригодности «усомнились» врачи поликлиники водников, прошел повторную медкомиссию в Одессе, и вердикт измаильских медиков не подтвердился. Заместителя профсоюзной организации «Защита справедливости» Дмитрия Озмителя также хотели отправить на скамью профнепригодных – врачей «встревожил» анализ крови портовика. И все бы ничего, если бы Дмитрий не был почетным донором Измаила. В профсоюзе «Защита справедливости» уверенны, что врачи поликлиники водников действовали в интересах и по поручению руководства порта.
Независимый профсоюз продолжает отчаянно бороться за права портовиков. Председатель профсоюза «Защита справедливости» Сергей Стынка заявил, что сделает все возможное, чтобы не допустить очередных сокращений. Пока что он весьма успешно отстаивал права членов своего профсоюза. Из всех уволенных портовиков, только два человека были членами независимого профсоюза. При этом оба увольнения прошли с нарушениями норм КЗоТа и сейчас оспариваются в судебном порядке. Благодаря принципиальной позиции Сергея Стынки и его коллег количество членов независимого профсоюза за полгода увеличилось с 18 до 90 человек.
Восторжествует ли справедливость в этот раз, зависит от того, насколько сплоченно смогут выступить портовики. К слову, Верховная Рада Украины и Кабмин продолжают «покращувати» состояние отрасли.
Так, 11 июля Кабинет министров Украины принял постановление «Об утверждении Порядка открытия и закрытия морских портов в Украине». Как сообщает интернет-издание «Морские бизнес-новости», основаниями для закрытия морского порта могут быть: исключение морского порта из Стратегии развития морских портов Украины; принятие решения в установленном порядке о закрытии морского порта; установление невозможности осуществлять должным образом обслуживание судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, обеспечения надлежащего уровня безопасности судоходства и других связанных с этим видов хозяйственной деятельности имеющимся оборудованием и оборудованием на отведенных территории и акватории. 
При подготовке решения о закрытии морского порта Мининфраструктуры будет учитывать общее количество судозаходов, обработанных грузов и финансовые показатели морского порта за последние пять лет. «Морские биснес-новости» сообщают, что под эти критерии попадает семь портов, в том числе Измаильский, Ренийский, Усть-дунайский и Белгород-Днестровский. 
Кроме того, проект нового Трудового кодекса, зарегистрированный в Верховной Раде депутатами от Партии регионов А. Стояном и Я. Сухим под № 2902, в случае принятия позволит работодателю проводить увольнения по собственной инициативе без согласования с профсоюзами, вводить шестидневный рабочий день, устанавливать видеонаблюдение за сотрудниками, а в случае забастовок на предприятиях останавливать их работу и прекращать выплату зарплаты сотрудникам. Статья 22 проекта содержит требование о том, что работник обязан уважать честь, достоинство и другие личные неимущественные права работодателя. Данное положение может быть интерпретировано как ограничение на свободу слова, без которой невозможна эффективная работа профсоюзов. Статьи 244-246 предусматривают деление профсоюзов на репрезентативные и нерепрезентативные. Последние будут лишены права участвовать в коллективных переговорах, подписывать генеральные соглашения и участвовать в национальных и региональных представительских органах. Под категорию репрезентативных попадают профсоюзы, которые представляют 3% работников отрасли и 2% работников соответствующего административно-территориального образования. Украинские профсоюзы уже назвали этот проект «рабским законодательством».
Сергей Стынка уверен, что если портовики в очередной раз промолчат в надежде, что ситуация обойдет именно их стороной, то потом может быть просто поздно. В «Защите справедливости» считают, что низкие экономические показатели работы порта – это достаточное основание для увольнения руководства по причине несоответствия занимаемой должности, но никак не работников предприятия.

1 комментарий:

  1. Анонимный16 июля 2013 г., 9:04

    с одной стороны ужасно обидно, с другой - большая часть украинских портов, по правде говоря, не нужна. Проблема в том, что государство не говорит это обычным людям, которые продолжают заниматься простым трудом, который уже давно уходит в прошлое. Пора сказать людям правду - они не нужны и перестать спонсировать убыточные порты за счет простых налогоплательщиков. Я сам работаю в Одесском порту и понимаю весь ужас ситуации, но это все закономерно - нищая страна, нижайшая покупательная способность + политика России по переориентации грузов на свои порты + таможня, которую давно необходимо ликвидировать, как главного врага экономики - все эти факторы и многие другие, менее значительные играют роль в том, что грузы нам просто не нужны...Людям нечего есть, какие могут быть грузы...

    ОтветитьУдалить